Мой основной персональный Web-ресурс:
В том числе: ИТ-публикации и Open Source, СПО, НПП, ИТ и государство

четверг, 23 сентября 2010 г.

Долгий путь от BI к BPM

Опять не про облака...

Вчера зашел (коротенько - дела задавили, невозможно от клавиатулры оторваться) на конферецию "Аналитические технологии управление: BI и BPM", которую проводила компания-организатор AHConference. Я про ее конференции пишу уже несколько лет (пару раз в год хожу и даже одни раз выступал там докладчиком) и каждый раз говорю: это один из лючших примеров, как нужно поводить подобные мероприятия (вот тут про их СОА-конференцию, которая прошла весной - http://akolesov.livejournal.com/127749.html). В организационном плане все по-прежнему хорошо.

"Зрителей - полный стадион" (с), солидная публика, в основном банкиры.

В названиие меня немного удивило сочетание BI и BPM, но подумал - "так надо". Но я-то думал, что речь идет о Process, а оказалось - о Performance
И тут я удивился еще больше: а что BPerformanceM еще живо? Что-то, этого термина (в такой расшифровке) давненько не встречал.

Заглавный доклад компании "ИнтерсофтЛаб" - "Зачем BPM сотням компниям и десятками банков" (интересная оценка числа потенциальных пользоватей и отделение банков от прочих) начался с такой констатации:

"Хотя ВРМ-системы, как класс программного обеспечения, отметили в этом году свое десятилетие – срок немалый для ИТ, мы присутствуем на первом специализированном мероприятии, посвященном именно Business Performance Management. Это своего рода индикатор зрелости ВРМ-технологий на российском рынке и одновременно свидетельство дефицита качественной информации по ВРМ."

Т.е. BPM у нас в стране еще только рождается. Я-то думал, что оно уже, а оно - еще.

Дальше был рассказ о том, что такое BPM и как оно выросло из BI. И тут мне стало обидно за бесцельно потярянные часы, которые я потратил на написание статей (еще три года назад) ровно по это теме. Вот пара:

"На смену Business Intelligence приходит Business Analytics?" (http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=103694)
"Расстановка сил на рынке средств управления эффективностью" (http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=104038)

Значит, прав я был, поставив тогда в заголовке знак вопроса: не пришла в 2007-м году BA, а с ней и BPM (кстати BI-форум AHConference проводится уже в 7-й раз)

Кстати, Microsoft (в лице очень симпатичной и энергичной дамы, которая приезжала тогда же в Москву, http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=104118) обещала навести порядок на BPM-рынке, но потом оказалось, что вопросы управления бизнес-эффективностью ей не по силам...
Короче говоря, возможно придется вытаскивать старые свои тексты и пускать их в публикацию по-новой.

Еще мне понравилась дискуссия по поводу публичных BI-сервисов, в ходе которой была сказана замечательная фраза:

"А сейчас лицензия стоит всего 1 млн. рублей! Я сам могу купить себе такую".

На этом пока все.

14 комментариев:

  1. Андрей, кто же это говорил, что CPM на Руси только рождается? Докладчик из Intersoft Lab сказал, что CPM-системами в России пользуются 10 лет, но только на 10-11-м году наконец-то кто-то решился организовать специализированное мероприятие именно по такой теме. Да вот хотя бы людей из "Еврофинанс Моснарбанка" послушать. Они 7 лет назад внедряли не хранилище, не BI, а CPM-систему. И на форуме они говорили именно о новом BI в дополнение к CPM-системе. Они 7 лет пользуются всеми её достижениями, из нее делают сотни отчетов, с которыми ХОТЯТ работать их банкиры.
    Кому нужно, почитает хотя бы здесь:
    http://bankir.ru/news/article/6369196

    Откуда же такие выводы, что никто вас не услышал? Кто же вам рассказал, что у нас медведи не то что по улицам - по коридорам всех без исключения IT-компаний и банков ходят?

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Андрей, прежде всего, спасибо за интерес к нам и за комментарии к мероприятию.
    Внесу свою лепту. Именно для того, чтобы вначале навести порядок в том, о чем говорим под таким сложным девизом, моё выступление и было вначале. Я как раз призывал всех с самого начала пользоваться качественной терминологией и ссылался на проверенные источники – на те же, о которых говорите вы. А вот некоторые докладчики вносили смуту и путали всё по своему усмотрению. Насобирать можно было трактовок 20.
    Кому же нравится терминологическая путаница? У Gartner - corporate performance management suite, у IDC - financial performance and strategy management applications, у Forrester - business performance solutions. Терминологию рождают авторитетные компании - вот придут они к единой терминологии, тогда и всем станет легче жить. А пока пользуемся той, что была задана в теме мероприятия.
    Кстати, мой доклад начинался с того, что впервые проходит первое мероприятие по Business Performance Management, а не BPM «только рождается». Мы не меньше 800 проектов насчитали в этой области :) И об этом сказали, говоря о таком фактическом показателе, а не о потенциальной ёмкости рынка.

    ОтветитьУдалить
  4. Даже не знаю, что ответить...
    Используется CPM/BPM (кстати обратите внимание на то, что тут написали комментарии два представителя одной компании и использовали два разных термина. Кстати, несогласованность в терминологии - первый признак не сильной востребованности направления) или не используется - как разница?
    Вопрос в другом (личной для меня, как журналиста, который пишет по теме) - стоит об этом писать в нашем издании или нет (это, конечно, несколько упрощенно, но в целом верная постановка).
    Есть ли потенциал развития темы?

    Вопрос: в чем собственно вы пытались убедить ваших слушателей?

    Меня во всем этом насторожило то, что в целом в докладе повторяется то, что говорилось-писалось три года назад. Получается, что мы в освещении темы не сильно продвинулись.

    ОтветитьУдалить
  5. Что касается ваших данных по рынку в России.
    Прежде всего, у меня есть основная не сильно доверять такого рода исследованиям в мире, а в России - тем более. Мы не знаем методики, а небольшая "подкрутка" методики может дать серьезное изменение картины.

    Кстати, на вашем 7-м слайде не видна одна схема (на нее наложилась другая схема).

    Не знаю, что там есть в отчете, но на ващих слайдах многое непонятно.
    1. Показано распределение востребованности функционала по годам, но нет объемных показателей. Как растет число проектов? МОжет в 2006 было 100, а с 2009 - 15?

    На следующем слайде (доли) - это что: деньги или число проектов? Судя по всему - проекты. А есть посмотреть по деньгам?

    На слайде 9 - почему растет стоимость? Ничего не сказано (в тексте я тоже не увидел).

    Другой вопрос: какова структура заказчиков? Это же очень важно. Ведь очевидно, что все это нужно с какого-то определенного уровня бизнеса. Какого?
    У вас ничего не сказано про эти 800 проектов. Как они распределяются по отраслям?

    Далее: по каким критериям вы оценивате, что данный проект относится к BMP?
    Давайте посмотрим: финансовая консолидация.
    Неужели в стране только 800 компаний решают такие задачи?

    Например, "1С" выпустила еще два года назад решение "1С:Консолидация". Внедрение этого продукта - это BPM или нет?

    Но опять же главное не в этом. За этими графиками не видно: в чем, собственно, вы хотели убедить слушателей?

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. >>>>>в чем, собственно, вы хотели убедить слушателей?

    Александр в докладе никого ни в чем не убеждал, а приводил факты, которые собирали не меньше 9 лет, и давал общую картину рынка CPM-решений. Выступать именно в таком формате - просьба организаторов. Вам больше понравилась бы презентация CPM-продуктов "Контур" и обзор всех их внедрений в 80 компаниях? Или рекомендации по эффективной организации внедрения? Они были - это подробно расписано в конце доклада. Если и была в докладе пропагандисткая часть, то только с пропагандой получения реальной пользы от технологий и культуры применения CPM.

    Не согласна с многими вашими утверждениями. Странно, что собрался полный зал слушать о том, что якобы не востребовано и никому не интересно. Сотни внедрений - это свидетельство невостребованности СРМ-технологий? Вы также пропустили упоминание о том, что в 2010 году, когда компании еще не торопятся выкладывать все бюджеты на новые внедрения, число CPM-проектов за три квартала больше, чем за весь 2009 год. Что, по-вашему, свидетельствует об интересе к теме? В чём вы измеряете интерес пользователей?

    По вашим вопросам к презентации и цифрам будет еще ответ.

    ОтветитьУдалить
  8. Андрей, с удовольствием дополню текст доклада, который вы видели, по вашим вопросам. Некоторые из этих вещей были высказаны устно. Комментарий большой, поэтому разбил на две части.

    1. Показано распределение востребованности функционала по годам, но нет объемных показателей. Как растет число проектов? МОжет в 2006 было 100, а с 2009 - 15?

    -- Подобные цифры много раз публиковались на Сnews и в PC Week. Например, http://www.cnews.ru/reviews/free/2008/articles/bpm_market.shtml. К сожалению, в докладе на 20 минут нельзя всего рассказать. Замолвите за нас словечко перед Оргкомитетом, чтобы нам дали 50 минут – у нас в запасе еще множество интересных фактов и диаграмм.

    На следующем слайде (доли) - это что: деньги или число проектов? Судя по всему - проекты. А есть посмотреть по деньгам?

    -- По деньгам посмотреть нельзя - никто не публикует деньги. Поэтому объективнее будет смотреть на проекты.

    На слайде 9 - почему растет стоимость? Ничего не сказано (в тексте я тоже не увидел).

    -- Стоимость растет с общим ростом цен на все товары (ведь и хлеб в 2001 году стоил не 20 рублей), с совершенствованием технологий (например, файловый обмен заменили промышленные интеграционные платформы, появились новые инструменты репортинга, например Oracle BI вышел на рынок в 2007 году и т.д.), а также с ростом "комплексности проектов": в 2001 в основном внедряли управленческий учет, а в 2010 берут сразу комплекс: регуляторная отчетность+внутрибанковская+бюджетирование +управление доходностью и т.д.

    ОтветитьУдалить
  9. Другой вопрос: какова структура заказчиков? Это же очень важно. Ведь очевидно, что все это нужно с какого-то определенного уровня бизнеса. Какого?
    У вас ничего не сказано про эти 800 проектов. Как они распределяются по отраслям?

    -- Распределение по отраслям можно посмотреть в пироге на Cnews (здесь http://www.cnews.ru/reviews/free/2009/articles/articles2.shtml) - уделить этому вопросу время в коротком докладе также не было возможности...

    Далее: по каким критериям вы оценивате, что данный проект относится к BMP?
    Давайте посмотрим: финансовая консолидация.
    Неужели в стране только 800 компаний решают такие задачи?

    -- Оцениваем по архитектуре, комплексу функциональности поставщика и наличию модели (см. слайд 5) . Если софт не удовлетворяет этим критериям, то это - продукты-заменители. Например, в составе АБС тоже автоматизируют обязательную отчетность. Но АБС от этого не становится ВPM-системой...
    Поэтому ВРМ, действительно, только в 800 компаниях. А отдельные ВРМ-задачи с помощью продуктов-заменителей автоматизированы гораздо чаще... Например, только систем бюджетирования российской разработки можно насчитать не меньше десяти. Но на ВРМ-платформе будет всего 2-3.

    Например, "1С" выпустила еще два года назад решение "1С:Консолидация". Внедрение этого продукта - это BPM или нет?

    -- Если продукт предназначен исключительно для консолидации - то не ВРМ. См. определение Gartner: комплекс взаимосвязанных интегрированных аналитических и управленческих процессов и т.д..
    Я и мои коллеги это много раз рассказывали и писали. Был уверен, что все уже давно знают, поэтому рассказывать делегатам не стал.

    ОтветитьУдалить
  10. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  11. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо...
    Но вот теперь какая у меня проблема: о чем писать в издание? Ведь все это (как вы сами говорите) уже или опубликовано или всем известно.

    Я привильно понял, что по проектам всю инфо собирали вы, а CNews только поставил свою подпись?

    ОтветитьУдалить
  13. Извините, несколько дней был офлайн. Известны и опубликованы данные с 2000 по 2009 год, поэтому новизной отличаются хотя бы данные за 2010 год, они также были. Не могу претендовать на роль советчика, могу лишь обращать ваше внимание на некоторые моменты. Например, раньше только в очень редких материалах показатели рынка BPM-систем за 10-11 лет обобщались, были только обзоры по отдельным годам. К 2010 году мы можем говорить о зрелом рынке BPM-систем, о чем в частности говорит наличие поставщиков, которые предлагают методические модели BPM. Также три года назад еще нельзя было говорить о высокой роли автоматизации отчетности для регуляторов на BPM-платформе и давать количественные показатели. 3 года назад эта тенденция только намечалась.
    О Cnews - этот материал отредактирован и выпущен редакцией CNews, однако пироги и большинство цифр действительно собраны Intersoft Lab. Об этом и говорят подписи к иллюстрациям. Если вам когда-нибудь потребуется использовать пироги, вы также можете говорить, что это данные Intersoft Lab. Предлагаю вам свою помощь на такие случаи и самые актуальные цифры.

    ОтветитьУдалить
  14. Хочу подвести итог этой ветки сообщением:

    У меня опубликовалась статья по этому мероприятию: http://www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=126031
    и по этому поводу написал еще один пост http://cloudclub-ru.blogspot.com/2010/10/blog-post_25.html, где можно продолжить разговор, если есть о чем :-)

    ОтветитьУдалить