Мой основной персональный Web-ресурс:
В том числе: ИТ-публикации и Open Source, СПО, НПП, ИТ и государство

среда, 3 ноября 2010 г.

Вчера узнал про Windows HPC Server 2008 R2


Microsoft провела по этому поводу пресс-бифинг в своем Технологическом центре на "Белорусской". В целом – хорошо. Коротенько, доступно, непафосно. Почти в домашней обстановке.

Проблема только в том, что, как мне кажется, как минимум половина слушателей (я в том числе) не очень поняла, о чем шла речь, в том числе – в чем собственно был информационный повод.

ТехнЦентр – место хорошее, удобное. Я там третий раз, кажется и опять не мог разобраться с лифтом: вхожу в открытый лифт – а кнопок этажей нет. Закрыл двери – не едет. Открыл – пошел в лифт напротив. То же самое. Через три минуты все же понял – этаж нужно набирать снаружи, при вызове лифта (а я не вызывал – он уже был открыт).

Для прохода в ТЦ нужен паспорт или вод-права… "Как похоже на Канаду, только все же не…"

Презентация: спокойная обстановка, хорошо рассказывается, вся команда MS тут. Кирилл Фаенов, директор подразделения Microsoft Technical Computing (наш человек из Редмонда) хорошо рассказал: по-русски, но редмондским прононсом, что придавало и гордость за отечество и западный шарм.

Была даже сессия вопросов-ответов. Но вот тут… Во-первых, все же обсуждениями нужно управлять (хотя бы для того, чтобы спросить могли все желающие, а не самые настойчивые). Во-вторых, на диалог нужно больше времени. В-третьи, было бы полезнее изначально делать в некотором диалоговом режиме.
Тогда, возможно, тему можно было бы прочувствовать глубже.

Пресс-релиз в целом полезен, но в то же время может ввести в заблуждение.
Он начинается:

"Москва, 2 ноября 2010 г. – Компания Microsoft объявила о выходе нового релиза решения для высокопроизводительных вычислений (НРС) Windows HPC Server 2008 R2"

По такому тексту журналист вполне может написать: "Корпорация Microsoft 2 ноября выпустила…" И тут же получить упрек в некомпетентности, т.к. продукт был выпущен, помниться, 20 сентября.

Зачем наводить тень на плетень и подставлять журналистов – не понятно.

В общем, послушал я презентацию и вопросы-ответы (мне спросить не удалось – время на сессию истекло) и задумался: а что же это такое – Windows HPC. Кому и зачем он нужен? Как получить от него толк? Да и что такое – "высокопроизводительные вычисления"?

Напомню, что в советские времена как мининум 50-70% ЭВМ использовались для "научно-технических расчетов" (это в 80е годы, а до того – 90-100%). "Потом пришли иные времена" (Ю.Визбор) и НТР ушли куда-то на дальний план. Но не умерли совсем! И теперь возвращаются, но уже под названием Technical Computing (а куда "научные" делись?).

Я сам по жизни много занимался как раз НТР, и как раз, класса HPC – математические модели движения подземных вод (разные там дифуры – стационарные, нестационарные задачи, двумерные, трехмерные, прямые, обратные, инверсные, со сложными граничными условиями…). Но это было давно, и за развитием компьютеров как именно вычислителей не очень следил. Знал, что у MS давно уже есть вариант HPC, но в детали – как это устроено – не вникал, не до них.

Я-то по простоте душевной думал, что HPC – некоторая специальная версия Windows, которая сама по себе умеет быстро и много считать. Но тут понял, что я ошибаюсь (наверное), сам по себе HPC ничего не вычисляет, но умеет распределять потоки запросов на вычисления.

В результате у меня нарисовалась вот такая схемка (я ее сам придумал – может, ошибаюсь).


Т.к. пользователь так или иначе передает запрос на вычисления чего-то, а HPC разбрасывает его по доступным вычислительным ресурсам. Интересная штука в данном случае (может, это не очень ново) в том, что могут быть задействованы разные ресурсы, в том числе и персональные компьютеры и облака. Но – как я понял – только те, у которых есть приставка Windows.

Все это хорошо, но теперь нужно понять: кому это все нужно и как реально этим воспользоваться. Хотя на мероприятии выступил (очень хорошо) товарищ из "Гидропресса" (Росатом), целостной картины наличия спроса не сложилось. Никакой статистики по России (не только MS) и по MS (хотя бы в мире) не было.
Понятно, что кому-то, конечно, нужно, но много ли их – неясно.

Второй момент – как этим воспользоваться. И тут все довольно очевидно: чтобы вся эта высокопроизводительная штука работала, нужно, чтобы программы были реализованы в распараллеленном варианте. HPC распределяет распараллеленные заранее потоки.

А распараллелить расчетную задачу, даже казалось бы такую простую как решение уравнений Лапласа – это совсем непросто.

Мы это обсуждали помниться еще прошлогодним летом на блоге по поводу летнего же призыва Президента продвигать суперкомпьютеры в широкие народные массы (вот тут в частности: http://www.itblogs.ru/blogs/kolesov/archive/tags/_410443043F04350440043A043E043C044C044E044204350440044B04_/default.aspx

Кстати, узнал, что недавно вышел уже третий номер нового журнала "Суперкомпьютеры". В первом была опубликована моя статья ("Суперкомпьютеры. Что это? Зачем? Сколько? Как?", http://www.visual.2000.ru/kolesov/supercom/sc_2010_04.htm). В 3-м тоже есть ("IT-отрасль. Сгущается Облачность"), но я не знаю, если номер в электронном виде.

А еще по поводу HPC хочу привести цитату (я ее часто вспоминаю и привожу в пример) из письма мое друга (и большего ученого!), которое он мне прислал в 1997 году из Сан-Франциско (Лоуренсовкая Лаборатория при Университете Беркли, вид на открытке -- как раз от Лаборатории, она находится выше Университета):

"Десять лет назад нам казалось: поставьте нам на стол 286 (386, 486) компьютер и мы тогда... Сегодня у меня на столе стоит рядовой ПК, который при этом равен совокупной мощности двум ВЦ МИНМЯСОПРОМА, куда я хаживал в молодости на четыре часа в неделю. Но не то что пропорционального эффекта, пожалуй, и логарифмической пропорции не наблюдается..."

Кстати, я в 1994 году был там и Серега водил мне в свой рабочих офис (напомню ЛЛ – это ведущих научных центр США в области ядерных исследований, по нашим понятиям – режимный объект). Так вот мы туда шли, шли (в горку) и дошли до его рабочего стола. Через ворота, двери… И никто у меня никаких документов не спрашивал. Ни разу.
Иначе меня не пустили: зачем мне нужно таскать свой паспорт?
Пусть дома лежит.

Да, нужно будет присмотреться к этому самому HPC и ко всем этим делам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий