Мой основной персональный Web-ресурс:
В том числе: ИТ-публикации и Open Source, СПО, НПП, ИТ и государство

пятница, 17 июня 2011 г.

1C-КорпКонф'11. Экскурс -2. История конференций 1С. 2001-2004

Предыдущая запись цикла "1C-КорпКонф'11" в этом блоге: http://cloudclub-ru.blogspot.com/2011/06/1c-11-2-1-1998.html
Кроме того, появился еще один пост в блоге PC Week: "1C" как индикатор российского рынка СПО

 
Я сейчас на конференции 1С-КорпКонф. Пишу по разным темам 1С, и в том числе вот это линия – "Экскурс". Был сделал "Экспкурс-1" (http://cloudclub-ru.blogspot.com/2011/06/1c-11-1-1.html) и "Экскурс-2. до 1998" (http://cloudclub-ru.blogspot.com/2011/06/1c-11-2-1-1998.html)

 
Теперь "Экскурс-2. 2001-2004"

2001-2004 – это переломный период в развитии бизнеса "1С". Это именно та черта, которая отделяет "молодость" и "зрелость" компании.

 
В этот период я был на трех семинарах (2001, 2002, 2004) и все это наблюдал очень хорошо.

 
Тут определяющими были два момента:

 
  1. "Предательство" Microsoft, которая купив Navision стала конкурентом "1С"
  2. Выпуск платформы "1С:Предприятие 8.0", расширение сферы интереснов компании и начало движение в сторону крупного корпоративного рынка.
Я бы не назвал настроения 2001-2002 гг "паническими", но уровень беспокойства за свое
будущее у 1С и, главное, у партнеров, был очень высоким.

 
Все понимали, что корпоративный рынок (и госсектор тоже) – это очень серьезная задача и там ждет очень жесткая борьба, как с западными, так и российскими поставщиками. Партнеры опасались, что "1С" вдигаясь "наверх" будет уделять нижнему сегменту меньше внимания. Что переход на 1СП8 для многих будет просто не по силам.

 
Вмешательство MS в ERP-дела резко меняло весь ландшафт рынка и делало перспективы развития 1С довольно сомнительными. Причем речь шла уже не о возможности расширения бизнеса, а об удержании того, что есть – СМБ-сегмента.

 
Все отлично помнили историю с "Лексиконом" – самым популярным текстовым редактором начала 90-х года, которые был "убит" MS Word'ом за каких-то пару лет. Вероятность того, что MS может такое же сделать в области учетно-бухгалтерских задач, рассматривалась как очень значительной.

 
Я считал тогда втрожение MS в сферу ERP большой ошибкой и продолжаю считать так и сегодня. И предполагаю, что руководство компании просто не знает, как ей с честью выйти из этого дела (продать – никто не купить, и пр.)
Не знаю, как в мировых мастабах, но также уверен, что в России все это Microsoft'у сильно помешало в развитии своих дел. Получить в лице "1С" противника вместо союзника – это было в то время слишком серьезное дело.

 
Знаю, что MS искала варианты "примерения", в том числе, кажется, предлагая "1С" экслюзивные права на распространение ERP-чего-то в России. Но бесполезно. Проблема тут была еще и в том, что "1С" была просто обижена "предательством" союзника и просто не хотела обсуждать варианты "примерения",

 
В 2004 году все встало на свои места:
1. Стало понятно, что и партнеры и рынок (хотя пока и первом приближении) "приняли" 1СП8
Более того, произошло перепозиционирование положения 1С на рынке. Хотя пока и не многие, но все же поняли, что 1С – это далеко не только бухгалтерия для мелких лавочек.

 
2. Корпоративный рынок, хотя и удивился "претензиям" 1С на участие, но все тоже без "отторжения"

 
Самое главное, стало понятно, что MS тут просто не конкурент. То ли не умеет работать на ERP, то ли не хочет, но у нее явно ничего не получается и вряд ли получится.

 
Победа над Microsoft (хотя это трудно назвать победой, поскольку было впечатление, что MS и не пыталась тут сражаться) – это главный итог 2001-2004.

 
Как это часто бывает, преодоление сложного препятствия лишь укрепляет силы (правда, только сильному бойцу). Противостояние с MS было больше из разряда психологических, но это не умаляется вопроса. Фирма "1С" и ее сообщество поверило в свои силы.

 
"Уже если MS удалось победить, то уже разных САПов – и подавно…."

 
Было впечатление: "преодолев мощную оборону противника, войска вышли на оперативный простор".

 
Но тут обозначились новые проблема – а что делать на этом "оперативном просторе"? Как и куда двигаться дальше?

 
Было видно, что "индустрия 1С" переходит в качественно (и количественно) новый этап развития. А это означает, что бизнес-модели (в том числе отношения с партнерским сообществом), работавшие эффективно раньше, нужно серьезно менять.

 
Семинар 2004 (про эту знаменательную поездку см. www.visual.2000.ru/kolesov/hobby/trips/04turk/index.htm) эту пробему довольно четко обозначил. У меня у самого так получилось, что после завершения семинара было больше времени заниматься рабочими делами (лежа на койке) и размышлять…

 
После семинара 2004, летом и в начале осени, у меня появилась целая серия публикаций по теме "1С" (и MBS), где как раз обсуждались проблемы стоящие перед "1С" и как они могут решаться (см. например, www.visual.2000.ru/kolesov/pcweek/2004/40712-1c.htm).
И в общем-то, приятно отметить, что основные мои прогнозы-предложения – в том числе о переходе от плоской партнерской модели к многоуровневой – в целом оправдались-реализовались.

 
Тогда же было сформулирована еще одна идея: о необходимости перехода от традиционной для 1С "партнеро-ориентированной модели" к "клиенто-ориентированной модели". И о необходимости формирования отношений с ИТ-подразделениями заказчиков (что ранее у фирмы в принципе не было).

 
Как следствие этому говорилось, что 1С нужно проводить не только с партнерами, но и с клиентами, причем как с бизнес-пользователями, так и ИТ-специалистами.

 
И вот как получилось июнь 2005 года стал последним в череде "партнерских выездных семинаров" (10-й и последний!). Надо сказать, что 1С приглашала поехать меня, но я не смог по слабости здоровья (была очередная операция в ЦИТО).

 
В 2006 "турецкого" семирара уже не было (что, кажется, никого не удивило и не расстроило).
Написав эти строки, я полез в свой архив публикаций (и нашел там статью ровно по этому поводу: " Размышления о партнерском форуме, который не состоялся". В которой, как только что выяснил, многое из написанного сейчас, было уже написано пять лет назад.

 
А в июне 2007 на его месте (согласно сделанному ранее прогнозу) появилась конференция "Решения 1С для корпоративных клиентов".
Начался качественно новый этап "мероприятий 1С", да и этап бизнеса 1С также.

 
Но про это – следующий рассказ.
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий