Мой основной персональный Web-ресурс:
В том числе: ИТ-публикации и Open Source, СПО, НПП, ИТ и государство

среда, 10 декабря 2014 г.

Почему у нас нет наших отечественных Lenovo и Huawei?

Этот вопрос возникал у меня и раньше, но совершенно четко он обозначился во время сентябрьской поездки в Китай на облачную конференцию Huawei
(она проходила в Шанхае) и визитом в штаб-квартиру компании в Шеньчжене. А сейчас пришлось вспомнить о нем после недавнего поста Импортозамещение: а что нам скажут российские производители техники?.

Это фото сделано во время посещения "выставки достижений Huawei" в штаб-квартире компании

Действительно, почему у них есть ИТ-производители аппаратных средств такого, безусловно, мирового уровня, а у нас нет? Произвел, конечно, впечатление город Шеньчжень: его создание началось в 1980 году, с созданием на этой территории первой особой экономической зоны. Тогда тут были деревни и рисовые поля. Сейчас – современный город, столица китайской ИКТ-отрасли с численностью, по разным оценкам, от 10 до 15 млн. человек. И у этого города есть вполне конкретные результаты: для примера, как пишет Вики, большая часть продукции Apple производится тут. А где наши технопарки, о которых 10 лет разговоры идут только в контексте вопросов сколько денег на них потрачено, но ничего не известно о результатах этих трат?

А ведь начинали мы с братским Китаем примерно в одно время. И старт у нас был очень даже неплохой (я сейчас возвращаюсь к теме производителей компьютерной техники).

Напомню, что первые иностранные ПК начали поступать в СССР в 1987-89 гг. Они все у нас назвались IBM PC, хотя были лишь Compatible (совместимые клоны). Потому ажиотаж немного спал и появились уточнения "белая" (американско-европейская) и "желтая" (Восточная Азия), хотя на самом деле почти все было "желтым". Обратите внимание: Китая в этом списке не было! "Желтые" – это Корея, Сингапур, Тайвань… Китай был тогда еще более отстающим в ИТ, чем мы…

А в году 1992-93-м стали говорить о "красной" (российской) сборке. Поначалу это был явно "низкий класс" с точки зрения общественного мнения. Потом рейтинг "красной сборки" постоянно повышался и на каком-то этапе само слово "красный" (что тогда ассоциировалось с "низким классом") исчезло! Появился гордый термин "российские сборщики"… Появились реальные общероссийские узнаваемые бренды – "Вист", R&K, "Формоза", как-то параллельно им (но не очень публично) развивался "Аквариус". Была виден их активный маркетинговый напор, открывались фирменные магазины. Эти компании постоянно упоминались в отчетах IDC в числе лидеров продаж, аналитики говорили о доминировании российских компаний на потребительском рынке и о неуклонном их продвижении на корпоративных рынок. В 97-98 гг, наши компании начали выпуск собственных серверов.

Дело не ограничивалось лишь сборкой, начиналось постепенное наращивание производства комплектующий. Начиналсьь с простейшего – картонных упаковок, потом – корпусов, затем – блоков питания. В 1998 году, кажется, первой в стране, "Формоза" начала выпуск собственных видеоадаптеров, еще некоторых внутренних карт (звуковые и пр.). В 1999 году – материнских плат, причем – собственного дизайна! Это был реальный поступательный прогресс…

Вот пара фото, сделанных во время посещения производственного цехы "Формозы" в августе 1999 года.







А потом все это вдруг раз! и схлопнулось... Не на "раз", конечно, за три-четыре года. Первым вылетел с рынка "Вист", но его подкосил кризис 1998 года. Остальные работали после кризиса ("Формоза" даже производство комплектующих расширяла), но потом все это упало как-то до нулевой отметки.

Да, конечно, появились какие-то новые производители, например, Depo Computers, продолжает функционировать "Аквариус"… Но все же это, кажется, совсем не тот уровень на который претендовали (и не без беспочвенно) отечественные производители ПК 90-х…

В конце концов, есть простой вопрос: Lenovo отмечает в этом году 30 летний юбилей, "Аквариус" – 25 летний… Возраст примерно одинаковый. А вот статус на мировой, да и на российском рынке – совсем разный.
Почему?

Комментариев нет:

Отправить комментарий