Мой основной персональный Web-ресурс:
В том числе: ИТ-публикации и Open Source, СПО, НПП, ИТ и государство

среда, 20 мая 2015 г.

С чем подошла Windows к своей версии 10?


Этот текст был написан еще в начале февраля 2015 года. Собственно это была статья, в которой было две части:в впервой делался некий ретроспективный анализ, а во второе - прогноз на будущее. Но получилось так, что вторую редакция приняла к печати, а первая так и осталась. Вот сейчас я о ней вспомнил и публикую.
=======================================

Что можно ждать ИТ-рынку, пользователям, ИТ-партнерами и конкурентам Microsoft, от выхода, как говорят, осенью этого года новой настольной ОС компании – это вопрос мы обсуждали в статье "Что нам сулит выпуск Windows 10".

Но чтобы уверенно прогнозировать будущее (не полагаясь лишь на обещания поставщика, который является заинтересованной стороной и потому не всегда бывает искренним до конца), нужно знать прошлое. Вспомним классическую задачу прогнозирования, которую успешно решал во время Второй мировой войны отец кибернетики Норберт Винер – организация эффективной системы ПВО. Он показал, что точка, в которой будет находится самолет противника, в минимальной степени зависит от воли пилота, его возможности управления траекторией полета не очень велики. Главное – знать траекторию "до того", по которой можно объективно (не спрашивая пилота – куда он полетит) с высокой степенью вероятности вычислить, где будет самолет в следующий момент времени.

Так и с бизнесом (тем более с крупным): куда он и как он будет развиваться в основном объективно зависит от "унаследованного прошлого", и в меньшей – от субъективной воли конкретных людей. А раз так, то ответ на вопрос, какой будет Windows 10, во многом зависит от знания того, какой она была до сих пор, с какой динамикой они пришла в сегодняшнюю историческую точку.

Вряд ли нужно повторять тезис о важности клиентской ОС для Microsoft. Разумеется, роль этого ПО в общем продуктовом комплексе компании не является всецелой, как это было еще в начале 90-х, но все же понятно, что оно продолжает оставаться одной из фундаментальных основ бизнеса корпорации, как в технологическом, так и финансовом аспектах. Но дело в том, что все эти перипетии на рынке клиентских систем не были лишь внутренним вопросом конкурентной борьбы поставщиков. Они самым непосредственным образом затрагивали интересы, как заказчиков-пользователей, так и огромную экосистему ИТ-партнеров, которым нужно в свою очередь выстраивать свою стратегию развития с учетом возможных будущих архитектурно-технологических интересов. Таким образом, интерес к борьбе на клиентском фронте – это было совсем не просто любопытство "кто кого", он был связан с необходимостью принятия собственных долгосрочных ИТ-решений, значимость которых для корпоративных заказчиков постоянно возрастала.

Кризис Windows

Жизнь Windows нельзя назвать легкой. Сначала это был сложный и небыстрый путь к Олимпу (1985-95 гг.), потом шла постоянная борьба за удержание своей лидирующей, можно сказать даже монопольной, позиции на рынке настольных систем. Этот путь "настольного старшего брата" в существенной мере удалось повторить с отставанием примерно на 5 лет серверной ОС Windows Server (хотя уровень ее доминирования все же ниже чем у настольного "старшего брата"), а вот мобильная система Microsoft подобных успехов добиться не смогла. За последние двадцать лет предпринималось несколько попыток низвергнуть настольную Windows (IBM OS/2, тонкие клиенты Sun, технологии терминального доступа, Linux), но они неизменно оказывались безуспешными.

Но примерно в 2010 проявилась качественно новая угроза: начала быстро расти популярность нового класса клиентских устройств – планшеты (точнее, планшеты второго поколения, на основе сенсорного управления, первая волна таблетов была в начале десятилетия и завершилась тогда не очень выдающимися результами). Казалось бы, iOS и Andoid не покушались на долю Windows в сфере ПК (в том числе, конечно, и ноутбуки), но было понятно, что часть пользователей может просто уйти от ПК к планшетам, не говоря уже о том, что планшеты могли отнять существенную долю ноубуков младшего ценового уровня, а потом постараться подвинуть Windows в более старшем модельном ряде. А кроме того, была опасность возникновения "брожения умов" в среде конечных пользователей, многие из которых только сейчас узнали, что Windows – это совсем не единственная в мире ОС, что есть и какие-то другие варианты. Успех Apple и Google в мобильно-планшетном мире мог способствовать интересу потребителей к другим ОС (Mac OS, Linux) применительно и к ПК.

В условиях этих новых вызовов и угроз Microsoft приступила тогда к созданию новой версии Windows, получившей еще на ранней стадии разработки название "Восемь". Как нетрудно догадаться, у этого проекта были две задачи: удержать позиции ОС в области настольных систем (и не дать сократиться самой этой области) и расширить присутствие ОС в быстро растущих сегментах смартфонов и планшетов. Параллельно компания сделала очень решительный шаг по унификации операционной среды настольных и мобильных систем: весьма неожиданно заменила Windows Mobile 6.x на Windows Phone 7. Последняя имела более высокую (но, конечно, далеко не полную) совместимость с настольной Windows 7, но нарушала совместимость с Windows Mobile. По мнению аналитиков, именно этот шаг стал причиной резкого падения популярности Windows в устройствах сотовой связи (с 15-20% до единиц процентов). Наверняка, компания рассчитывала некоторые стратегические выигрыши в будущем, но пока они фактически никак не обозначились.

Отметим, что вопрос возможности создания единой ОС для всего спектра клиентских устройств (от телефонов до мощных ПК) является, как минимум спорным. На теоретическом уровне понятна сложность (а может быть даже разрешимость) задачи, практика пока однозначно подтверждает это: успешных примеров создания такой ОС нет. Apple и сообщество Open Source провели разграничительную черту в технологиях, создав свои варианты отдельной мобильной ОС для относительно небольших сенсорно-ориентированных устройств (смарфоны и планшеты) и настольной ОС для клавиатурно-ориентированных компьютеров.

Microsoft, в соответствии со своим историческим положением на рынке, провела этот водораздел иначе: смартфоны и планшеты/ПК. Таким образом, ключевой идеей Windows 8 стало создание некой универсальной системы, способной не только работать в двух разных категориях компьютеров, но и интегрирующих их возможности. Но мы уже говорили о технической сложности создания подобного единого решения. В результате Microsoft фактически пошла на создание в рамках Windows 8 еще одной ОС, которая не получила отдельного официального названия, но в профессиональных кругах часто обозначалась как Windows RT. Так или иначе, но Windows 8 фактически была "два в одном": традиционную Windows 7 и новую Windows RT (два набора API, два пользовательских интерфейса, два набора приложений).

Проблемой для Microsoft было то, что настольная Windows исторически была заточена на архитектуру x86, а на платшетном рынке доминировали устройства на базе процессоров ARM. При создании Windows 8 компания впервые взялась за задачу создания версии под ARM, но реализовала ее только для варианта Windows RT.

И, наконец, буквально накануне выпуска Windows 8 компания сделал еще один неожиданный шаг: объявила о намерении выпускать собственные клиентские компьютеры Surface, чем внесла явную сумятицу в создаваемую десятилетиями систему разделения труда со своими многочисленными OEM-партнерами.

Итоги Windows 8

То, что судьба новой ОС будет очень непростой было понятно еще на этапе ее бета-представления, и о реальных проблемах стали говорить сразу после выхода продукта на рынок. Разумеется, представители Microsoft давали позитивные оценки, но было вполне очевидно, что даже внутри компании идут сложные дискуссии по стратегии развития настольной ОС. Зримо эти разногласия проявились в виде полной отставки отца "Windows 8" Стива Сикорский сразу после ее выпуска, а через год столь же неожиданно была инициирована процедура смена CEO Microsoft Стива Балмера, причем было вполне очевидно, что причиной этого стала именно политика в мобильно-клиентской сфере.

В целом, успехи Windows 8 можно оценить как весьма скромные (некоторые эксперты говорят о неудаче), более того, сейчас, говоря Windows 10, представители Microsoft вполне публично говорят о необходимости исправления допущенных ошибок. Торговая марка Windows 8 закрепилась в сегментах смартфонов и планшетов, но доля ее присутствия оценивается тут единицами процентов, с огромным отставанием от Android и iOS. Аналитики осторожно говорят о возможности увеличения присутствия тут Microsoft, причем в основном применительно к корпоративному сектору, но особого оптимизма в этих прогнозах не просматривается.

В сфере же настольных систем Microsoft вполне успешно удержала свои доминирующие позиции (по данным NetApplications, на конец 2014 года доля Windows составляла 91,45%, OS X — 7,21%, Linux — 1,34%), и в решении этой задачи, конечно, молиьно-планшетные системы компании сыграли свою позитивную роль. Общая доля Windows в конце 2014 г., по данным NetApplications, составляла 91,45%, OS X — 7,21%, Linux — 1,34%. И тем не менее, проблемы тут тоже заметны: объем доходов компании от продажи настольных ОС падают. При этом анализ ситуации показывает: причина тут не только в падении темпов роста (или даже снижении в абсолютных показателей) рынка ПК, но и в том, что явно замедлился процесс миграции пользователей со старых версий Windows на новые.

Вообще-то, тенденция замедления темпов миграции проявилась еще несколько лет назад, с выходом Windows Vista: потребители тогда явно не спешили переходит на нее с Windows XP. Именно тогда, в 2008 году, были впервые зафиксированы случаи спада доходов от продажи Windows в годовом разрезе. В случае с Vista эта ситуация в какой-то мере объяснялась нарушением полной совместимости с Windows XP, вследствие реализации в новой ОС серьезных изменений на архитектурногом уровне. Последующий выпуск Windows 7 и заметных рост объемов ее продаж, позволил говорить о Viste как временной неудаче, объективной причиной которой была необходимость принятия архитектурных изменений, которые должны были успешного развитие ОС в будущем. Но с Windows 8 ситуация с Vista фактически повторилась, причем, кажется, в более существенных размерах. Это видно, в том числе, по официальным финансовым отчетам Microsoft: доходы от продаж настольного ОС получили устойчивую тенденцию к сокращению.

Так, если в 3-м квартале прошлого календарного года продажи потребительского ПО (а тут основную долю составляется как раз Windows) сократились на 400 млн. долл., то в 4-м — почти на 1,4 млрд. долл. (с 5,54 до 4,17 млрд.). При этом e Microsoft впервые в ее истории снизились и объемы поставок и корпоративного ПО — с 10,9 до 10,7 млрд. долл.

Одной из причин данной ситуации является то, что пользователи ПК не горят желанием обновлять своей текущее ПО до новейшей Windows 8, причем это касалось не только Windows 7, но и выпущенной еще в 2001 году Windows XP. Именно это вынесло в повестку дня вопрос о кризисе основополагающей на рынке ПК в течение почти тридцати последних лет модели лицензионной (разовой) продажи ПО и о необходимости перехода к сервисно-подписной схеме использования софта. Такая мысль пользователей была очень четко сформулирована в одной публикации еще пару лет назад: "Мы готовы вам платить за то, что вы не будете заставлять нас менять привычную ОС на что-то новое и не очень нужное нам".

С учетом изложения этой истории можно понять актуальность вопросов, которые мы затрагивали в предыдущей статье (http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=100175): Какой будет сервисная модель? Как будет воплощаться идея? Как будут строиться взаимоотношения c OEM-партнерами?


Комментариев нет:

Отправить комментарий